Пиво, подгузники и омниканальность
Очень интересноподвел итоги 2016 года Алексей Затопляев, ИТ-директор «Бауцентр Рус», президент клуба ИТ-директоров Калининградского региона.
Мы тоже стараемся не отставать, идти в ногу со временем, зачастую не всегда понимая, где нужно бежать, а где-то — и притормозить. Ибо приятно с гордостью ощущать себя Данко, но желательно при этом не сгореть раньше времени. Раньше, чем продвигаемые на рынок технологии будут им, рынком, реально востребованы.
И все же. Что мы реально попробовали сделать, что получилось, а на чем обожглись?
Омниканальность
Все слышали модный термин «омниканальность», думаю даже, что большинство понимает, что под этим термином обычно подразумевается. Но реальные попытки организовать обслуживание в соответствии с широко распространенными схемами со множеством стрелочек между покупателем и продавцом, где взаимодействие плавно перетекает через разные информационные и физические каналы продаж, на практике сталкиваются с неимоверным количеством трудностей.
Надо отметить, что автор подразумевает под термином Омниканальность именно продажи через различные каналы коммуникаций, но данный термин используется и для обеспечения возможности коммуникаций клиента с предприятием по разным каналам и в этом случае все проще и результаты очень даже неплохие.
В реальности оказывается, что красивая идея омниканальности становится самой сложной и самой дорогой в реализации, а зачастую и ненужной для повторения в виртуальной сфере всех схем, за десятки лет наработанных в офлайне. Мы как раз идем этой тернистой дорогой, строим новый канал продаж при наличии довольно крупной сети торговых центров, стараясь органично вписать его в нашу концепцию обслуживания и предоставить покупателю весь (или почти весь) сервис, к которому он привык в обычной жизни.
И тут есть ряд принципиальных сложностей, присущих, я думаю, всему рынку в целом. С которыми пришлось столкнуться и нам.
Во-первых, это нежелание среднестатистического покупателя «делиться» своими персональными данными, и уж тем более данными своей кредитки.
Во-вторых, омниканальность безусловно является предпочтительным вариантом запуска e-commerce в дополнение к офлайн-продажам, но только в том случае, если количество «электронных» покупателей или хотя бы пользователей таких сервисов сравнимо с потоком клиентов в обычных торговых центрах.
Big Data
Сколько раз все мы слышали на конференциях историю про нерадивых папаш, которых раз в неделю молодые мамы посылают в магазин за подгузниками, за что они себя любимых вознаграждают лишней бутылочкой пива.
Манипуляции с BigData позволяют вытащить этот тренд из статистики продаж и предложить маркетолагам ставить рядом с подгузниками бутылочки пива.
Увы, эта сказка хороша ровно там, где ее рассказывают. Там, где маркетинг преобладает над осознанием реальных перспектив использования таких технологий. Опять же, как и в первом случае, из-за их сложности, дороговизны и малой эффективности. Как минимум в ретейле.
Что мы пытались найти в своих данных? Мы исходили из предположения, что каждый покупатель, решившийся на ремонт в своей квартире и вступивший в этот нелегкий период жизни, действует по некоему объективно предопределенному плану.
Чего мы только ни нашли в результате поисков: некорректно заполненные анкетные данные, абсолютно другую поведенческую модель покупателей при использовании нашей системы лояльности, привязанной к пластиковой карточке, удивительное безразличие довольно большого количества клиентов к накопленным ими бонусам и так далее, и тому подобное. На самом деле много чего интересного и полезного. Но чего мы принципиально не обнаружили в данных, это того, что хотели найти с самого начала. Точнее, некие зависимости, конечно, система просчитала, но вероятность их возникновения оценивалась процентами, иногда долями процентов.
Действительно, обработка BigData в первую очередь связана с наведением порядка во всех информационных системах используемых на предприятии. И это уже само по себе может дать очень положительный эффект в работе этих систем. А далее идет сложная работа по поиску взаимоствязей и для этого Большие данные нужно правильно обработать подготовить и не факт, что с перовго раза все получится.
Обучение персонала
Еще один революционный прорыв ушедшего года, на сей раз совершенно серьезно и без какого-либо скрытого смысла, — организация обучения наших пользователей.
И нам удалось, я считаю, сделать практически невероятное. Следующий курс проводит, пусть и с участием ментора со стороны ИТ, начальник отдела службы логистики. Читает лекции и разбирает конкретные ситуации вместе со своим персоналом человек, который по долгу службы заинтересован в том, чтобы его сотрудники работали максимально эффективно. И я глубоко уверен: это самый правильный вариант обучения.
И это подтверждается практикой - учить как правильно работать с информационной системой должен не ИТ-ишник, а высококвалифицированный прикладной специалист. Бухгалтеров учат бухгалтера, диспетчеров учит начальник службы логистики, кладовщиков - начальник склада и т.д.
Must have and used to be
Много лет я повторял сам для себя мантру, что первые нужно обеспечивать собственными силами и собственными компетенциями, а вторые можно отдать на аутсорсинг. Но никак не решался ее претворить. И вот, наконец, это стало нормой жизни. В нашем портфеле появились системы, сопровождение которых практически полностью отдано на аутсорс. И ничего принципиально страшного не произошло. Партнеры ответственно справляются с возложенными на них по договору обязанностями.
И мы предлагаем вам услуги по аутсорсингу ваших ИТ служб, сетей, серверов. Нам доверяют наши клиенты. Попробуйте и вы.
Еще одно технологическое направление, которое уже не первый год является must have технологией, — виртуализация. Используем ее не первый год, повсеместно и с успехом. Но в 2016-м произошло принципиальное по своей значимости изменение.
Вместо 60 «железок» на начало года мы остались всего с 32. Обеспечивая при этом работу большего количества приложений и пользователей. Наконец-то технология начала давать реальную отдачу.
Да виртуализация дает поразительную эффективность эксплуатируемого оборудования и это еще сказывается на повышении беспербойности предоставляемых сервисов. Если у вас другие впечатления, то обратитесь к нам и мы поможем вам изменить свое мнение. Главное - результат для вас будет положительный.
По материалам www.allcio.ru